Архитектурные особенности кораблей эпохи Екатерины II. Технические достижения и новые инженерные решения
В отличие от эпохи Петра Великого, при Екатерине II архитектурный облик (внешний силуэт) боевого корабля претерпел некоторые изменения. Так, корма стала не такой высокой, как у петровских кораблей, а кормовая резьба – не столь массивной, вычурной и помпезной. Изменилась и сама концепция декорирования.
При Петре I роскошно выполненная резьба в аллегорической форме отображала важнейшие события в жизни державы и флота, громкие победы россиян над шведами под Полтавой и при Лесной, присоединение новых земель в Прибалтике. Однако при Екатерине II мифологические сюжеты кормового декора приняли формы не столь пышные и громоздкие. Стали преобладать светские сюжеты, кормы кораблей украшала насыщенная резьба – в основном фигурки русалок, амуров, аллегорических птиц, мужских и женских фигур.
Носовые украшения делали в виде зверей и птиц, причем каждая имела определенное значение. При Петре I «царь зверей», лев, как элемент декоративного оформления присутствовал почти на всех парусниках только что созданного флота. В дальнейшем носовые фигуры становятся более разнообразными – встречаются античные герои, государственные деятели, скульптурные портреты, а иногда и многофигурные композиции. Расписанные яркими красками, часто покрытые позолотой, летящие над волнами фигуры были гордостью корабля. Уход за ними поручался самым опытным матросам, которые ежедневно очищали их от морской соли, мыли, подкрашивали.
На кораблях во внутренних помещениях и в каютах делали вентиляторы для притока свежего воздуха и устанавливали противопожарные корабельные системы, которые назывались брандспойтами.
Снаружи корпуса кораблей ниже грузовой ватерлинии обшивали сосновыми досками в дополнение к основной обшивке. Такая обшивка называлась двойная – она защищала деревянные корпуса в подводной части от червоедения и гниения, особенно во время длительных переходов. На кораблях во внутренних помещениях и в каютах делали вентиляторы для притока свежего воздуха и устанавливали противопожарные корабельные системы, которые назывались брандспойтами.
Снаружи корпуса кораблей ниже грузовой ватерлинии обшивали сосновыми досками в дополнение к основной обшивке. Такая обшивка называлась двойная – она защищала деревянные корпуса в подводной части от червоедения и гниения, особенно во время длительных переходов.
Интересный факт: вторую обшивку изготавливали из сосновых досок толщиной в один дюйм (2,54 см), а между досками первой и второй обшивки клали овечью шерсть, битое стекло и плотную бумагу. На обшивку корпусов эскадры из 15 кораблей и фрегатов расходовали примерно 500 пудов шерсти и три пуда битого стекла.
В 1780-е гг. в царствование Екатерины II вместо деревянной обшивки стали применять медную обшивку, за счёт чего корабль получил преимущество в таком важном тактическом элементе как скорость хода. Это помогало в сражениях успешнее настигать уходившего с места сражения противника и поражать его огнём из носовых орудий. Пушки, установленные на корме, назывались ретирадными (кормовыми), а в носу – погонными (носовыми).
К числу основного морского провианта на кораблях и фрегатах относились сухари пшеничные и ржаные, горох, мясо солёное свиное и говяжье, треска солёная, масло коровье топлёное, соль, крупы гречневые и овсяные, вино, сбитень, уксус, пиво и солод. Вес сухой провизии исчислялся фунтами, объём жидкостей (пива, вина, рома, уксуса) – чарками, вёдрами и кружками.
Снаружи корпуса кораблей ниже грузовой ватерлинии обшивали сосновыми досками в дополнение к основной обшивке. Такая обшивка называлась двойная – она защищала деревянные корпуса в подводной части от червоедения и гниения, особенно во время длительных переходов.
Интересный факт: вторую обшивку изготавливали из сосновых досок толщиной в один дюйм (2,54 см), а между досками первой и второй обшивки клали овечью шерсть, битое стекло и плотную бумагу. На обшивку корпусов эскадры из 15 кораблей и фрегатов расходовали примерно 500 пудов шерсти и три пуда битого стекла.
В 1780-е гг. в царствование Екатерины II вместо деревянной обшивки стали применять медную обшивку, за счёт чего корабль получил преимущество в таком важном тактическом элементе как скорость хода. Это помогало в сражениях успешнее настигать уходившего с места сражения противника и поражать его огнём из носовых орудий. Пушки, установленные на корме, назывались ретирадными (кормовыми), а в носу – погонными (носовыми).
К числу основного морского провианта на кораблях и фрегатах относились сухари пшеничные и ржаные, горох, мясо солёное свиное и говяжье, треска солёная, масло коровье топлёное, соль, крупы гречневые и овсяные, вино, сбитень, уксус, пиво и солод. Вес сухой провизии исчислялся фунтами, объём жидкостей (пива, вина, рома, уксуса) – чарками, вёдрами и кружками.
Деревянное украшение кормы тяжёлого фрегата «Морской лось» 1788 года.
Декор кормы русского линкора
«Разящий капеллан», 1771 г
Херувим был символом психологического самочувствия матросов после лечения у капеллана
Декор гребного фрегата
«Рыбий хвост», 1790 г
Скульптура русалки олицетворяла тоску моряков по жёнам
и неприязнь к рыбе
Декор носовой части фрегата
«Морские котята», 1788 г
Голова льва была символом силы, ловкости и желанием моряков порычать на воду во время качки